Улица Мориса Тореза
(Колымская до 1964)
В 1930 годы эта улица получила название Колымской — в честь богатых месторождений минерального сырья, цветных металлов северных и восточных окраинах Советского Союза, в районе реки Колымы.

Долгое время рядом проходила железная дорога, ведущая от станции «Тюмень» к станции «Тура». В конце улицы, где в начале ХХ века был переезд через железную дорогу, в 1960 году возвели путепровод, чтобы автомобильный и железнодорожный транспорт не мешали друг другу.

В 60-е годы прошлого столетия руководство КПСС надеялись на успех международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движений. В честь лидеров компартий называли улицы и города.
Морис Торез — деятель рабочего движения Франции, лидер французской коммунистической партии, родился в начале двадцатого века в семье шахтера. Рано начал работать и одновременно занялся партийной деятельностью. Его не раз арестовывали.

Накануне Второй мировой войны выступал против фашизма. В 1940 году Тореза отправили в армию. Он дезертировал и сбежал в СССР. На родине его заочно судили, приговорили к смертной казни. Однако в 1944 году после освобождения Франции президент Шарль де Голль помиловал Тореза. Коммунистический деятель вернулся домой. В следующем году он вошел в правительство де Голля. Выступал против создания военного блока НАТО, ядерного оружия, войн в Корее, Вьетнаме, Алжире.

Также он остался приверженцем Сталина и поддержал подавление восстания в Венгрии в 1956 году.

В 1950 году перенес инсульт, длительно лечился СССР. При ухудшении состояния в 1964 году опять поехал лечиться к советским врачам, но умер в пути.
В 1964 году улицу Колымскую переименовали в улицу Мориса Тореза.

Начиналась улица от Станкостроительного завода, цеха которого были снесены в 2007 году.

История старейшего сталелитейного завода Сибири начиналась с литейной мастерской купца Андрея Григорьевича Заколяпина — уроженца Каслинской волости. В небольшой землянке он установил примитивную печь типа вагранки, в которой плавили медь и чугун. Работали здесь всего 12 человек. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба этой мастерской, каких немало возникало и вскоре исчезало в то время в России, если бы ее не купил в том же 1899 году Николай Дмитриевич Машаров, который и считается основателем завода.

В 1897 году он выгодно женился па сестре судовладельцев Кухтериных — Екатерине. Приданое невесты стало первым капиталом, на который Николай Дмитриевич и приобрел мастерскую-землянку, решив расширить литейное производство в Тюмени. Машаровым обращается в городскую управу с просьбой о передаче земли в его полную собственность, «чтобы возвести на ней новые каменные постройки для возрождения литейного производства, что дает возможность сотне лиц иметь постоянную работу, помогает развитию промышленности города, весьма ему нужной». 11 августа 1901 года он учреждает товарищество «Машаров и К», в которое, кроме него, вошли три купца и торговый дом «Гилев и сыновья».

В том же году начинается строительство. Возводится кирпичное здание литейного цеха, слесарно-механический цех, гвоздарное отделение, склады. Позднее — эмалировочная мастерская. Первоначально для работы были приглашены литейщики с Каспийского завода. Руководили предприятием специалисты из Варшавы. В 1910—1911 годах на заводе работало 300 человек, из них в литейном — 120.

На заводе изготовляли печное и посудное литье: плиты, утюги, сковородки, котлы, дверки. Кроме того, «принимает всевозможные заказы для фабрик, заводов и пароходств по рисункам и чертежам на отливку всевозможных механических чуянных и медных машинных частей вчерне и с отделкой». В дальнейшем завод начинает выпускать в небольшом количестве молотилки и веялки. Отливки художественно-чугунного литья отличаются высоким качеством. Эти изделия можно было встретить на ежегодных Ирбитской, Ишимской ярмарках. Выставлялись они и на первой Западно-Сибирской выставке в Омске в 1911 ггоду.

В начале ХХ века товарищество «Машаров и К» становится самым крупным промышленным предприятием Тюмени. В литейном цехе устанавливаются две вагранки, нагнетание воздуха в которые производится конной тягой. В 1908 году она заменяется паровой машиной, а затем завод первым в Тюмени переходит на электромеханический привод. Перед первой мировой войной было пущено в эксплуатацию машинное отделение с динамомашиной, выстроен двухэтажный механический цех. Условия труда на заводе, как и на других промышленных предприятиях России, были тяжелыми. Рабочий день составлял 12 часов.

После революции жизнь на заводе продолжалась. В 1929 году завод приобретает название «Механик» и входить в состав «Уралметаллотреста», к этому времени он уже начал специализироваться на выпуске деревообрабатывающих станков. Расширение производства позволило вскоре отказаться от ввоза их из-за границы и тем самым сэкономить миллионы рублей золотом. В 1930 году завод выпустил 430 станков!

В период Великой Отечественной войны выпускалась исключительно военная продукция. Уже в августе 1941-го из Киева начали эвакуировать оборудование завода «Красный экскаваторщик». 78 специалистов этого предприятия влились в коллектив «Механика».

В декабре 1944 года завод № 762 получил задание особой важности. Он должен был изготовить и поставить два фуговальных станка. Как потом выяснилось, станки предназначались для лаборатории № 2, возглавляемой академиком И. А. Курчатовым. Позднее эта лаборатория превратилась в Институт атомной энергетики Академии Наук СССР.

После войны на заводе изготавливали круглопильные и многопильные высокопроизводительные автоматизированные станки, для лесопильных заводов, деревообрабатывающих комбинатах, строительных площадках. В мае 1966 года тюменский завод «Механик» был переименован в Тюменский станкостроительный. В 1973 году продукции завода был присвоен Знак качества.

Завод посылал свою продукцию на все деревообрабатывающие комбинаты и экспортировал в тридцать пять стран мира.
Фотографии и публикации