В действительности она не была партизанкой. Мобилизованную комсомолом девушку в ноябре 1941-го направили в войсковую часть 9903, которой командовал майор Артур Спрогис. В пригороде Москвы Кунцево, в здании детского сада вчерашних школьников обучили навыкам диверсионной работы: закладывать взрывчатку, бросать бутылки с бензином, поджигать…
Через четыре дня после такого обучения группу из десяти человек, в которую включили Зою, перебросили на занятую немцами территорию Наро-Фоминского района.
Отправляя в тыл противника неопытных диверсантов, Спрогис знал, что они попадут в руки немцев — из пяти тысяч добровольцев в/ч 9903 уцелело лишь около тысячи.
Прощаясь, Спрогис вручил Зое револьвер: «Если попадешься, то лучше застрелись. Ты слишком хороша, чтобы они просто так тебя повесили».
Пять дней диверсанты блуждали в подмосковных лесах. Четверо отстали по дороге. Трое смалодушничали. Других поджигателей задержал 55-летний лесоруб Верейского лесхоза Семен Свиридов и передал немцам. Зоя не успела застрелиться. На допросах упорно молчала, даже свое настоящее имя не выдала.
29 ноября 1941 г. в середине дня после страшных пыток Зою привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни. В последний миг своей жизни, она, обращаясь к жителям деревни, крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье — умереть за свой народ!».
В 1942 г. прах Зои был перевезен в Москву, на Новодевичье кладбище. На месте первоначального погребения установлена мемориальная плита.
На развилке дорог Москва — Минск и Дорохово — Верея в 5 км от Петрищева установлен памятник. На постаменте из черного полированного гранита надпись: «Зое — бессмертной героине советского народа. 1923 — 1941гг. «
С 22-го июня 1941 года тюменские комсомольцы стали записывались добровольцами на фронт, уходили целыми комсомольскими организациями, некоторые сразу же со школьной скамьи.
В тяжелые дни Великой отечественной войны комсомольцы работали на заводах, собирали деньги в фонд помощи Красной Армии на создание танковой колоны «Боевые подруги» имени ВЛКСМ, авиационной эскадрильи «Тюменцы — фронту», «Омский комсомолец», самолета «Омский патриот» и т. д. В цехах тюменского судостроительного завода в годы Великой Отечественной войны выпускались торпедные катера типа 123-бис «Комсомолец». Всего за военное время было выпушено 30 торпедных катеров этого типа.
В годы войны на Тюменском и Ишимском отделениях железной дороги комсомольцы стали инициаторами движения вождения тяжеловесных поездов, увеличения пробега паровозов без ремонта, сбора и реставрации дефицитных частей.
После войны комсомол сыграл важную роль в поднятии сибирских целинных земель и создании нефтегазового комплекса Западной Сибири.
Центральный комитет ВЛКСМ 12 февраля 1965 года принял постановление «Об участии комсомольских организаций в освоении нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири и полуострова Мангышлак». Комплекс работ по освоению нефтяных и газовых месторождений Тюменской области был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой № 1. С 1965 года в Тюменской области работали студенческие строительные отряды со всей страны. Первый отряд в области был создан в Тюменском индустриальном институте, участвовавший в освоении Самотлора и строительство г. Нижневартовск.
Штаб ЦК ВЛКСМ возглавил Анатолий Лошкарев, заведующий отделом комсомольских организаций Тюменского обкома ВЛКСМ. Строители, нефтяники, газовики испытывали большой недостаток в рабочих и инженерно-технических кадрах. Пополнение осуществляли за счет молодежи, прибывающей со всех концов страны по комсомольским путевкам. Только из Татарии на постоянную работу в Тюменскую область уже в начале 1965 года приехали около 100 инженеров и техников, 300 квалифицированных рабочих. Комсомольцы Украины, Белоруссии, Башкирскии и многие другие посылали свих лучших представителей на освоении сибирских недр.
Уже в 1966 году в Тюменскую область прибыло 5 350 студентов. Всего за полтора десятка лет область приняла 11 Всесоюзных ударных комсомольских отрядов. В период с 1967 по 1971 года ежегодная численность стройотрядов составляла 20−25 тысяч. В последующие годы численность только росла. После окончания ВУЗов или техникумов многие ребята возвращались на Север уже не в качестве стройотрядовцев, а в качестве жителей построенных ими городов.
ХХII-й чрезвычайный съезд ВЛКСМ, проходивший в сентябре 1991 года, объявил о прекращении деятельности организации, ее преемником в октябре стал Российский союз молодежи.