Улица Щербакова
(Мостовая до 1966 года)
Осенью 1595 года в Тюмень, представлявшую собой деревянную крепость, прибыл торговый караван купцов из Бухары. Торговля со Средней Азией велась еще с XIII—XIV вв.еков. В далекие времена на месте Тюмени стоял укреплённый городок древних угров. Позднее возникла Великая Тюмень — Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура. Его «поглотило» Сибирское ханство. Когда исчезла угроза со стороны степных кочевников и установился мир с татарами, стало возможным возобновить традиционную торговлю.

Связи с Востоком развивались так успешно, что приезжавшие купцы решались навсегда остаться в Сибири. Так возникло на низком левом берегу реки Туры их поселение — Бухарская слобода.

Чуть позже, в заречной части города, образовалась кожевенная слобода, где занимались выделкой кож и овчин, изготавливая знаменитую тюменскую юфть. Первые мелкие кожевенные промыслы появились в XVII веке. Для них здесь имелось всё необходимое: вода, ивовая и ольховая кора, рабочая сила. В основном это были семейные предприятия. В Заречье также развивались гончарное производство, клееваренные, салотопенные и мыловаренные кустарные мастерские.

Наибольшее распространение в заречной части города получило кожевенное производство. Этому способствовало наличие дешёвого сырья — шкур животных, которые имелись во всех крестьянских хозяйствах и поставлялись из казахской степи. Из обработанных шкур изготавливали шубы, тулупы, шапки, рукавицы и обувь. Помимо сырья, для развития кожевенного дела требовались дубильные вещества — зола ивы или ели. Дёготь, соль, сандал и квасцы кожевенники покупали.

Для обработки шкур требовалось много воды, поэтому мастера чаще всего селились в Заречье, где в конце первой трети XVIII века окончательно сформировалась кожевенная слобода. Перепись ремесленников 1720 года показала, что в Тюмени работали 23 кожевенных кустарных предприятия.

В 1810 году в Тюмени появилась первая крупная кожевенная мануфактура, которую основал в Заречье купец И. Решетников. Долгое время она считалась крупнейшим предприятием региона, но через полвека братья Колмогоровы превзошли этот рекорд, построив кожевенный завод, ставший одним из самых больших не только в Сибири, но и в России.

Частный дом купца Колмогорова заслуживает особого внимания. Это старинное красное двухэтажное здание на улице Щербакова является одной из достопримечательностей Зареки.

Его первый владелец, Филимон Степанович Колмогоров, родился около 1826 года и сделал состояние на производстве и продаже изделий из кожи, основав в 1864 году кожевенный завод в Зареке. Продукция поставлялась на ярмарки Москвы, Казани, Екатеринбурга и даже в Британскую библиотеку для переплёта книг, что приносило славу Сибири. Однако предприятие наносило экологический ущерб Туре.

Несколько лет подряд в Тюмени обсуждался вопрос о переносе заводов за пределы города, чтобы они не вредили здоровью жителей. Однако Колмогоров и его компаньон Решетников находили доводы в пользу сохранения своего производства.

Имя Колмогорова было хорошо известно. Он несколько раз избирался в городскую думу, а с 1867 по 1869 год занимал должность городского головы. Участвовал в постройке нового плавучего моста через Туру, открыл Вознесенскую приходскую и женскую школы, помогал жителям Заречья, пострадавшим от наводнения. Одна из улиц носила его имя — Колмогоровский переулок.

Сын Филимона Степановича, Александр, был женат на известной писательнице Надежде Лухмановой, которую привёз в Тюмень из Санкт-Петербурга. Невестка пять лет жила в доме свёкра в Зареке, наблюдая за купеческими нравами и местным бытом. В результате из-под её пера вышло произведение «Очерки из жизни в Сибири».

Решением советских органов в 1922 году губсовнархоз создал объединение кожевенных предприятий «Кожмехзавод». На базе складов бывшего кожевенного завода был построен новый овчинно-шубный завод. В 2008 году, пережив сложные экономические испытания, фабрика закрылась. В 2000 году в дом Колмогоровых переехал Центр татарской культуры.

Сейчас трудно представить, что когда-то в Тюмени через реку Тюменку и Туру не было ни одного моста. Как свидетельствуют документы 1722 года, тюменские казаки брали откуп на сборы за перевоз через Туру. В конце XIX века был построен деревянный разводной мост, который соединял Затюменку и Зареку с основной частью города.

Главной магистралью заречного района стала улица Щербакова, берущая своё начало от первого деревянного моста через Туру. Первоначально улица называлась Мостовой. В 1966 году решением Тюменского горисполкома ей присвоили имя Фёдора Васильевича Щербакова — старшего сержанта милиции города Тюмени, погибшего при исполнении служебного долга. Эта заречная автомагистраль — одна из уникальных нитей истории, связавшая прошлое, настоящее и будущее города.

Улица начинается там, где раньше располагался паромный причал, а позже — наплавной мост через Туру. В прибрежной части улицу украшают старинные дома с нарядным деревянным декором.
Ф. В. Щербаков, уроженец деревни Гусельникова Тюменского уезда, сын крестьянина-бедняка, начал трудовой путь рабочим совхоза, затем с 1937 по октябрь 1940 года служил в армии. 26 июня 1941 года, на четвёртый день Великой Отечественной войны, он снова взял в руки винтовку и до Дня Победы защищал Родину на Карело-Финском фронте.

Наш земляк проявил себя в боях с немецко-фашистскими захватчиками как бесстрашный воин, о чём свидетельствуют боевые награды — медали «За отвагу» и «За оборону Советского Заполярья».

Демобилизовавшись в апреле 1946 года, Фёдор Васильевич поступил на службу в милицию. Он дал клятву Родине: принимать все меры к охране правопорядка и общественной безопасности, пресекать преступные действия, быть готовым прийти на помощь каждому гражданину. Этому обещанию он был верен всю жизнь. Щербаков имел 15 благодарностей, дважды заносился на Доску почёта, награждён медалью «За боевые заслуги».

Фёдор Васильевич служил участковым милиционером. В те времена милиция была немеханизированной — участковые обходили свои территории пешком. Заречье считалось трудным участком: здесь издавна жило много «тёмного народа». Щербаков был отличным милиционером. За десять лет службы он неоднократно поощрялся и заносился на Доску почёта.


Погиб Фёдор Васильевич 1 июля 1956 года на кожевенном заводе им. Кагановича, располагавшемся на улице Земляной Вал. За заводскими цехами находился обширный котлован, куда сливали отходы кожевенного производства. Для выполнения каких-то работ туда направили трёх женщин. Видимо, котлован был заполнен ядовитым газом, и, спустившись вниз, женщины потеряли сознание. Кто-то стал звать на помощь. Из помещения проходной выбежал старший сержант милиции Фёдор Щербаков и бросился спасать людей. Однако ядовитый газ не пощадил и его.

Больше никто не решился спуститься в котлован. Вызвали пожарных. Один из них — Фёдор Залипуга — проявил самоотверженность и отвагу, извлёк тела на берег. Ему объявили благодарность и вручили ценный подарок. Об этом 8 июля 1956 года «Тюменская правда» сообщила в заметке «Самоотверженный поступок». Однако в ней не упоминалось место происшествия и имя Щербакова — такое было время, подробности замалчивались, чтобы не тревожить население.

Тем не менее событие на заводе им. Кагановича получило широкую огласку в Тюмени. По представлению областного УВД президиум Верховного Совета СССР указом от 22 сентября 1956 года наградил Ф. В. Щербакова посмертно орденом Красной Звезды «за героизм и самопожертвование при исполнении служебного долга».

В вестибюле здания управления внутренних дел администрации Тюменской области (ул. Володарского, 24) установлены мемориальные доски с именами милиционеров, погибших при исполнении служебного долга. Среди них — фамилия Щербакова. В июне 1966 года горисполком Тюмени переименовал улицу Мостовую в улицу Щербакова.

Многие архитекторы называют тюменскую Зареку уникальным районом, потенциал которого ещё предстоит раскрыть. Выявить и реализовать достоинства этой территории позволит новый генеральный план города Тюмени.

Архитекторы предложили сохранить существующую малоэтажную застройку Бухарской слободы, сосредоточив внимание на реконструкции прибрежной зоны и выносе промышленных предприятий за пределы города. На всём протяжении от старицы Туры до озера Круглого планируется создать набережную, с которой будет открываться прекрасный вид на правый берег реки.

Эта улица — транспортная ось всего Заречья и Парфёновской части Тюмени. На северо-восточной окраине города она переходит в Велижанский тракт.

Начальный участок современной улицы Щербакова виден уже на первом плане регулярной застройки Тюмени, созданном в 1765 году по указанию губернатора Д. И. Чичерина. Заречье в то время было небольшим: три узкие улицы пролегали вдоль берега Туры на прирусловом валу — самом высоком месте туринской поймы, которое редко или ненадолго заливалось половодьем. Дальше, в направлении к деревне Парфёновой, построенной в конце XVII века, простирались пойменные озёра, болота, гривы, заросшие ивняком.

Улица начиналась там, где находился паромный причал, а позднее — наплавной мост через Туру. В середине дня его разводили для пропуска плотов и судов. Прямой дороги через пойму к деревне Парфёновой не было — ездили через Мысовской бор.

В конце XIX века тюменским улицам стали давать названия, и короткую улочку, идущую от наплавного моста и пересекающую три продольные улицы — Большую и Малую Береговые и Заречную, — назвали Мостовой.

В 1911 году Переселенческое управление решило проложить прямую дорогу из Тюмени до сёл Велижанского и Тавдинского — напрямик через Тарманские болота, где прежде ездили только зимой по зимнику, а летом объезжали через село Салаирское.

Дорога-дамба поднималась на высоту полутора метров; её гребень не заливался весенними водами. Чтобы дамба не препятствовала половодью и не повышала уровень воды в пойме, в ней построили три моста. Самый длинный из них сохранился — по нему улица пересекает край Парфёновского озера у подъёма на Парфёновскую горку.

В конце 1960-х годов началась намывка песка, которую выполняли рабочие треста «Уралсибгидромеханизация». Песку дали время осесть и уплотниться. Вдоль улицы Щербакова посадили тополя, чтобы защитить намытые пески от господствующих юго-западных ветров. В 1977 году приступили к застройке 1-го Заречного микрорайона. Посреди огромного песчаного поля болгарские строители быстро забили сваи и возвели два пансионата — восьмиэтажные здания гостиничного типа.




Фотографии и публикации