Улица Малыгина
(5-я Кузнечная)
Когда-то улица Малыгина называлась 5-й Кузнечной. Новое название она получила в 30-е годы XX века, когда советская республика продолжила осуществление традиционной русской идеи освоения восточных и северных районов страны. Зародилась она еще в XVI веке при Ермаке Тимофеевиче. Научно ее сформулировал Михайло Ломоносов: «Могущество российское Сибирью прирастать будет». К реализации этой идеи приложили свои усилия участники великих северных экспедиций, проводившие в XVIII веке исследования Северного морского пути, побережья Сибири, Дальнего Востока и северо-западной Америки.
Малыгин Степан Гаврилович (1702—1764), капитан-командор, исследователь Восточной Арктики. Родился в Ярославской губернии в семье мелкопоместного дворянина. После окончания Московской навигацкой школы в 1717—1735 служил на Балтийском флоте; в 1733 составил первое на русском языке руководство по навигации.

С начала 1736 — начальник Двинско-Обского (западного) отряда Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. Вместе с А. Скуратовым на двух ботах предпринял поход от о-ва Долгого (у входа в Хайпудырскую губу Баренцева моря) через прол. Югорский Шар к низовью р. Кары, где тяжелые льды остановили суда на зимовку. Летом следующего года боты прошли от Кары в устье Оби через пролив (Малыгина) между п-овом Ямал и о-вом Белый, ориентируясь по береговым маякам, выставленным геодезистом В. Селифонтовым.
В результате этого плавания были описаны берега Евразии от Печоры до Оби и составлена их карта. Весной 1738 С. Малыгин вернулся в Петербург. В 1738—1761 он служил на Балтике, затем на Каспии (1762—1764). Малыгин — автор первого руководства по навигации на русском языке, которое было издано в 1733.

Именем Малыгина названы банка у берега Х. Лаптева и мыс на о-ве Белый (Карское море), а также ледокольный пароход.

Ледокольный пароход был приобретен Россией у Англии в начале Первой мировой войны и имел название «Брюс», после был переименован в «Соловей Будимирович». Участвовал в перевозках из Кольского залива в порт Архангельск поступивших от союзников воинских грузов.

В 1920 г. ледокольный пароход «Соловей Будимирович» участвовал в Сибирской морской хлебной экспедиции. В 1921 г. судно было переименовано в честь одного из первых исследователей Севера С. Г. Малыгина и стало использовать в научных целях.

Первая экспедиция в Баренцево и Карское моря Плавучего морского научного института (Плавморнин) проходила под руководством И. И. Месяцева. В состав экспедиции вошли 32 научных работника разных специальностей. На судне было оборудовано несколько лабораторий.

Экспедиция пробыла в плавании 47 дней (с 11 августа по 27 сентября) и прошла около 3000 миль. За время плавания было выполнено 60 комплексных океанографических станций. На обратном пути судно присоединилось к каравану Карской морской товарообменной экспедиции. 17 сентября пароход «Малыгин» принял на борт основную часть груза с погибшего во льдах парохода «Обь» и спас его экипаж.

Дальнейшая экспедиционная деятельность Плавнормина проводилась на исследовательско-экспедиционном судне «Персей». А Пароход «Малыгин» летом 1928 г. под командованием капитана Д. Т. Черткова принял участие в операции по спасению экспедиции У. Нобиле в высоких широтах, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 30-е гг. на «Малыгин» размещалась экспедиция по изучению архипелага Земля Франца Иосифа. В 1937—1938 гг. пароход был затерт льдами и почти целый год дрейфовал в тяжелых льдах. В 1940 гг., следуя во Владивосток из бухты Провидения пароход попал в эпицентр урагана и 7 октября затонул со всем экипажем и пассажирами у берегов Камчатки.

В 1971 году в Финляндии научно-исследовательское судно Российской академии наук названное «Степан Малыгин».

В Тюмени в начале XX века на четной стороне бывшего Сибирского тракта, который проходил на месте современной улицы Республики, селились кузнецы. Так появился поселок, получивший название Кузницы. А позже образовалось пять Кузнечных улиц.

17 октября 1940 года на заседании Исполнительного Комитета городского Совета депутатов трудящихся 5-ую Кузнечную улицу переименовали в улицу Малыгина, в честь Степана Малыгина — исследователя русского севера, ученого-мореплавателя.

С конца XIX века и вплоть до середины XX века территорию современной улицы Малыгина занимали так называемые Копыловские сараи. На самом деле это были добротные дома крестьян из близлежащих деревень, в том числе выходцы из приисетья. Частный сектор, состоял в основном из самовольной постройки. Большинство приезжало в город не от хорошей жизни, поэтому в районе было много криминала. Большинство людей трудилась на близлежащем Станкостроительном заводе и кирпичном производстве.
Фотографии и публикации